История возникновения фэн шуй

Происхождение фэн-шуй уходит глубокими корнями в прошлое, на несколько тысячелетий назад. Известно, что предки современных китайцев не строили дом, не выбирали место для захоронений своих близких и вообще не предпринимали никаких важных решений без совета опытного геоманта. Первоначально фэн-шуй создавался для того, чтобы защитить людей от климатических и других природных воздействий. Например, сильных наводнений или землетрясений, буйных ветров. Но с течением времени он получил комплексное развитие и использовался также для привлечения богатства, славы и удачи.

Примерно в 475—770 гг. до нашей эры, на основе практики фэн-шуй оформилось и его научное обоснование. Однако принципы фэн-шуй, были известны по меньшей мере еще за тысячу лет до того. Книги, посвященные этим проблемам, датируются 25 годом до нашей эры (эпоха династии Хань).

Китай — удивительная страна, в которой история наполнена мифами и легендами. Одна из таких легенд рассказывает об основании фэн-шуй. Его появление приписывают одному из трех мифических императоров Китая — У из Ся.

Согласно легенде император У проводил ирригационные работы на Желтой Реке. Однажды из нее выползла гигантская черепаха. Ее появление сочли благоприятным знамением, так как в те времена считалось, что под панцирем черепахи живут боги. Когда же У внимательно присмотрелся, он увидел на спине черепахи магический квадрат, образованный линиями панциря. В нем сумма чисел в каждом из вертикальных, диагональных и горизонтальных рядов равнялась 15. Это необычное явление так удивило императора, что он позвал мудрецов для изучения черепахи. В результате совещания мудрых, появился не только фэн-шуй, но и классическая Книга перемен И-цзин, китайская астрология и нумерология.

В далеком прошлом фэн-шуй применялся в течение столетий, чтобы оберегать членов императорской семьи. Традиционно он всегда оставался в руках богатых и могущественных. В период императорского правления в Китае все мастера фэн-шуй были в распоряжении императора. Мастерам не разрешалось выходить из-под контроля со стороны двора. Императоры боялись, как бы широкое распространение фэн-шуй не усилило их противников. Все относящееся к этому искусству, сохранялось во дворцах и могло быть использовано только мастерами, подвластными императору.

Мастера щедро вознаграждались двором и могущественными людьми. Поэтому мало кто из мастеров делился своими знаниями, предпочитая хранить их внутри семьи. Бурная история Китая, как нельзя лучше способствовала этому.

Учеников было мало, чаще все знания передавались старшему сыну, обучение длилось очень долгие годы, прежде чем можно было назвать себя мастером. С момента возникновения фэн-шуй императорский двор Китая стремился ограничить круг людей, знающих это искусство. Но знание стимулировало стремление освободиться от контроля со стороны императора и постепенно мудрость этой философии распространялась и среди людей за пределами Китая. Через несколько веков ее принципы затронули жизнь всех людей Поднебесной, от императора до самого обычного человека.

Первый известный текст фэн-шуй, который появился на Западе, опубликовали миссионеры, в частности преподобный Йетс. Он написал первую английскую статью по этому вопросу в 1868 году. Затем в 1873 году еще один миссионер Эрнест Дж. Эйтель опубликовал первую западную книгу о фэн-шуй.

Со свержением императорского режима в Китае фэн-шуй больше не практиковали столь открыто, как в древности. Использовать фэн-шуй было запрещено в соответствии с коммунистическими установками, хотя его влияние на людей оставалось очень сильным. Разделение фэн-шуй произошло в период драматических событий в истории Китая, когда беженцы покидали свою страну и селились в близлежащих странах. В период Культурной революции и после нее практика фэн-шуй в Китае была полностью уничтожена. Многие выдающиеся мастера уехали на Тайвань и в Гонконг и там стали развивать несколько иную разновидность фэн-шуй. Китайские эмигранты распространили традиции фэн-шуй и древние тексты на волне массовой политической и экономической эмиграции в другие части Азии и на западное побережье Америки.

Фэн-шуй — древняя наука о пространстве и энергии, искусство жить в гармонии с природой, использование энергии небес и земли, чтобы обрести здоровье, благосостояние и удачу. Принципы этой науки направлены на создание гармоничного индивидуального пространства, на то, чтобы изменить вашу квартиру и ваше сердце, чтобы вы могли пребывать в согласии с собой и Вселенной и с успехом противостоять всем ударам судьбы.

Очевидно, что вода поддерживает все формы жизни на Земле, будь то растения, животные или человек. В то же время, именно ветер переносит воду с места на место, вызывая испарение из морей и проливает дожди там, где без этого была бы только выжженная солнцем земля. Таким образом ветер и вода просто необходимы для нашего выживания.

Читайте также:  Размер визитки по фэн шуй

Кроме того мастера фэн-шуй считали и считают, что ветер и вода несут жизненно важную энергию ци. Поэтому для того, чтобы убедиться, что в данной местности или доме изобилие энергии ци, древние геоманты наблюдали за потоками ветра и воды и их взаимодействием с землей. Но фэн-шуй известен также, как китайское искусство расположения и занимается исследованием пространства В его связи со временем, пейзажем, архитектурой, дизайном интерьеров, условиями человеческого существования. Он может много преподать нам о жизни в гармонии между внутренним миром и окружающей средой.

Практики фэн-шуй уверены, что переставляя мебель, изменяя отделку интерьера таким образом, чтобы они находились в гармонии с природой, мы можем добиться удачи, богатства, успехов и здоровья. Что правильное расположение некоторых предметов быта играет немаловажную роль в нашем хорошем самочувствии.

Предполагается, что подходящее размещение предметов вашего окружения, например, мебели, аппаратуры, декоративных украшений, а также их определенный цвет, размер, помогут добиться благополучия и улучшить вашу жизнь.

Фэн-шуй базируется на трех основных принципах. Первый принцип — это представление об энергии Ци, энергии, которая создает и пронизывает все во Вселенной. Второй принцип :— это устойчивое равновесие взаимодополняющих сил инь и ян. Третий принцип — взаимодействие пяти основных стихий, или как их называют китайцы — пяти первоэлементов, из которых создана Вселенная и все ее составляющие.

Принципы фэн-шуй и способы их практического применения содержатся в древних текстах, таких как «Ши Цзин» («Книга Песен»), которая неоднократно переписывалась начиная с IX века до нашей эры. Важные события произошли во времена династии Хань (206 г. до Р.Х. — 224 г. от Р.Х.), когда была составлена «Ли Цзы», или «Книга Ритуалов». Там описаны методы фэн-шуй для правильного расположения семейных захоронений и могильных курганов.

Правила письменного языка были упрощены и систематизированы; пять канонических, или классических, текстов Древнего Китая были официально утверждены в этом качестве. Первым из них был текст «И Цзин». Имперские ученые отредактировали его и перевели в новую форму письма. Они также собрали и записали различные устные варианты и предания об использовании оракула. Так появились «Десять крыльев», присоединенные к основному тексту. В частности, один рукописный свод под названи-ем «Ту шу цзи чэн» («Энциклопедия И Цзин», или «Великий Комментарий») стал одним из наиболее важных документов китайской культуры.

Три основных элемента искусства гадания и определения благоприятных ситуаций — компас, «И Цзин» и календарь — объединились в своеобразное научно-мистическое учение, которое практиковалось фанши, или «знатоками учения». Во времена династии Хань и Троецарствия (221–265 гг. от Р.Х.) они практически слились с даосскими сектами и превратились в очень влиятельную силу, уважаемую при императорском дворе и почитаемую в народе. Глубокие познания в области астрономии, географии, медицины и практической магии в буквальном смысле делали их мастерами на все руки, желанными гостями и во дворце удельного аристократа, и в скромном сельском жилище.

Философскую основу фанши составляла теория инь — ян и пяти элементов. Теория и практика гадания по «И Цзин» дополнялась сложной системой геомантических измерений, астрологических расчетов, а также наблюдениями за земными и небесными явлениями.

При династии Хань фэн-шуй стал приобретать черты профессионального занятия. Тогда он был известен под более древним названием кань юй, где кань означает «земля», а юй — «узор» или «образец». Упоминания об этом искусстве можно найти в «Хуайнань-цзы», своеобразной энциклопедии даосских знаний, составленной в I веке до Р.Х. Ее автором был философ Лю Ань, правитель области Хуайнань и внук первого императора ханьской династии. Лю Ань, проводивший много времени в обшении с даосскими мастерами, творчески переосмыслил идеи «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы» и приблизил их к повседневной жизни.

К концу правления династии Хань Китай распался на три отдельных царства, постоянно воевавших друг с другом. История того времени, запечатленная в знаменитом романе Ло Гуань-чжуна «Троецарствие» полна бедствий и потрясений. Одной из наиболее ярких фигур в романе является реально существовавший министр царства Шу и даосский маг Чжугэ-лян, умевший управлять ветрами и туманами. Он разработал систему цимэнъ-дунцзя («таинственные входы» — «скрытное движение»), которая первоначально была предназначена для скрытного передвижения войск с помощью «тайных врат» земли, которые открываются и закрываются в определенное время года. Даосские маги, подобные Чжугэ-ляну, знали местонахождение таких врат и умели пользоваться ими.

Читайте также:  Лапша фэн шуй

В системе цимэнъ-дунцзя применяется сочетание ба-гуа и Девяти Дворцов для определения благоприятных и неблагоприятных участков ландшафта. Впоследствии она оказала огромное влияние на развитие искусства фэн-шуй.

После объединения Китая под властью династии Цзинь (265–316 гг. от Р.Х.) появился человек, которого современные мастера фэн-шуй считают отцом геомантии. Го Пу был ученым, поэтом и признанным знатоком в выборе мест захоронения: его услугами пользовались многие, от императора до простолюдинов. Он оставил после себя несколько трактатов по «фэн-шуй иньского предела» (выбор мест захоронения) и классификации ландшафтов. Исторические летописи свидетельствуют о том, что эти труды стали классическими и пользовались большой популярностью.

При трехвековом правлении династии Тан (618–907 гг. от Р.Х.) в Китае наступил расцвет искусств и наук. Появились новые школы и философские течения в русле кань юй. Одни мастера основывали геомантическое гадание на формах природных ландшафтов («жилы дракона»), другие уделяли особое внимание связи между направлениями и положением небесных тел. Некоторые пользовались триграммами ба-гуа как вспомогательным средством для определения энергетической структуры местности. После углубленного изучения ландшафта эти «энергетические кудесники» давали подробные советы о том, как, когда и где следует строить жилье. Подтверждением необыкновенной популярности кань юй в эпоху Тан служит тот факт, что императоры часто назначали геомантов своими придворными советниками.

В китайской поэзии эпохи Тан своеобразным аналогом искусства фэн-шуй является концепция «ветра и потока» (фэн-лю), отраженная в пейзажной лирике великих поэтов того времени — Ли Бо, Ду Фу, Ли Юя и других. Ветер в древнем Китае всегда был символом космической силы, в которой духовное начало тесно переплеталось с материальным. Ветер, рожденный противоборством инь и ян, не ведал преград и пронизывал животворящей силой все уровни бытия, в то время как поток был подобием изначального дао — вечно движущегося, но пребывающего в покое. Ветер и поток были наиболее совершенным воплощением начал инь и ян, от которых, как считалось, происходят «все десять тысяч вещей». Художник должен был уподобиться и открыть им свое сердце, чтобы слиться с мирозданием и постичь гармонию внешнего и внутреннего.

После падения династии Тан Китай был разделен на множество враждующих княжеств. Только к 960 году страна объединилась под правлением династии Сун (960–1280). В это время произошло окончательное становление даосского канона «Дао цзы», состоящего из сотен трактатов и художественных произведений, разделенных на несколько категорий. Благо-даря трудам таких разных мыслителей, как Чэнь Туань, Чжоу Дунь-и и Чжу-си, теория перемен была гармонично соединена с мантическими искусствами, а практикой фэн-шуй стали заниматься не только даосы, но также буддисты и последователи конфуцианского учения. Если во времена Хань было написано лишь несколько книг по кань юй, то в летописи династии Сун собрано не менее пятидесяти трактатов, посвященных искусству фэн-шуй.

От Средневековья до наших дней В начале правления династии Мин (1368–644) даосское учение и все, кто практиковал его, подверглись жестоким гонениям. Многие видные ученые были казнены, а те, кто продолжал заниматься искусством фэн-шуй, не могли называть себя даосами. На смену им пришло новое поколение предсказателей из мирян — бродячих монахов, мелких аристократов и ремесленников, которые не были знакомы с философскими основами фэн-шуй и превратили его в чисто деловое предприятие. Их главными клиентами стали представители зажиточных семейств и землевладельцев, нанимавшие мастеров для выбора наиболее благоприятных мест при строительстве домов и владений, а также для проведения погребальных ритуалов. Большой популярностью стали пользоваться «справочники» по фэн-шуй, представляющие собой сборники примеров наиболее удачных мест захоронений древнего и нового времени.

Ландшафтная школа подверглась значительному упрощению, но геомантический компас ло-пань, напротив, был расширен с восемнадцати до тридцати шести колец, что привело к усложнению расчетов и придало им более ритуальный облик. Сформировалась система «трех эр» и «девяти циклов», где каждая эра состоит из шестидесяти лет или трех циклов по двадцать лет в каждом.

В поздний период династии Мин количество книг по фэн-шуй многократно возросло. Произведения классиков фэн-шуй, а также их подражателей стали общедоступными; в результате многие читатели этих книг объявляли себя мастерами фэн-шуй и беззастенчиво зарабатывали деньги на невежестве и суевериях своих соотечественников. Тогда появилась поговорка «выставить себя на посмешище через десять лет», означавшая, что обман может обнаружиться лишь спустя долгое время.

Читайте также:  Подвеска фэн шуй цветок или шар

Фэн-шуй при династии Цин (1644–1911) во многом повторял те формы и методы, которые сложились к концу династии Мин. Традиция литературной критики богатейшего классического наследия не обошла стороной искусство фэн-шуй. Так, например, Я Цзюсин (XVIII в.) считал всех мастеров фэн-шуй периода династии Мин обычными шарлатанами, ничего не смыслившими в теории перемен. Впрочем, создавались и серьезные трактаты, обогатившие теорию фэн-шуй, самым значительным из которых является «Полное руководство к геомантическому компасу». Эта книга представляет собой подробное описание устройства и принципов работы с геомантическим компасом, состоящим из тридцати шести колец.

Еше одним новшеством, появившимся в эпоху Цин, было заблаговременное определение подходящего момента для начала строительства здания, переезда в новый дом, ремонта жилья, закладки мест захоронения, сооружения надгробного памятника и так далее. К примеру, выбор удачного места для начала строительства имеет важное значение для фэн-шуй жилых домов и коммерческих зданий.

Западный мир сравнительно медленно воспринимал философские основы и практику фэн-шуй. Лишь к концу XIX века это искусство получило некоторое признание, в основном благодаря визитам путешественников из Европы и христианских миссионеров.

Корни фэн-шуй уходят на нескольких тысяч лет вглубь веков, в учение шаманов, прорицателей и великих императоров Китая. В начале нашей эры объединились три компонента, которые составляют основу учения фэн-шуй:

• Фэн-Шуй компас, который разделен на восемь секторов (Северный, Южный, Восточный, Западный, Северо-Восточный, Северо-Западный, Юго-Западный и Юго-Восточный).

• Учение о пяти стихиях (первоэлементах). Это принципы, которые описывают взаимосвязи и взаимодействия первоэлементов — циклы порождения и разрушения. Знание этих циклов поможет вам инициировать разрушительный или созидательный периоды вашей жизни.

Примерно в VIII веке до н. э. китайцы использовали метод Багуа и учение о взаимовлиянии стихий (элементов) для постройки городов и создания сельских ландшафтов, что принесло стране богатство и процветание.

После объединения Китая под властью династии Цзинь (265-316 гг.) появился человек, которого современные мастера фэн-шуй считают отцом геомантии. Го Пу был ученым, поэтом и признанным знатоком в выборе мест захоронения: его услугами пользовались многие, от императора до простолюдинов. Он оставил после себя несколько трактатов о классификации ландшафтов и о выборе мест захоронения. Исторические летописи свидетельствуют о том, что эти труды стали классическими и пользовались большой популярностью.

Времена династий Тан (618-906 гг.) и Сун (960- 1279 гг.) были золотым временем для кан-юй. Подтверждением необыкновенной популярности кан-юй в эпоху Тан служит тот факт, что императоры часто назначали геомантов своими придворными советниками. В это время был создан геомантический компас Ло-пань, основание которого было разделено на восемнадцать концентрических колец и двадцать четыре сектора. В русле кан-юй появились новые школы и философские течения. Одни мастера основывали геомантическое гадание на формах природных ландшафтов, другие уделяли особое внимание связи между направлениями и положением небесных тел, некоторые пользовались триграммами Багуа как вспомогательным средством для определения энергетической структуры местности.

Последний этап в развитии фэн-шуй охватывает время правления Цинской династии (1644-1911 гг.) и период Республики Китай (1911-1949 гг.). В начале Цинской династии, мастер фэн-шуй по имени Чжо-куан основал Ба-чжай (Школу восьми дворцов), которую используют исключительно применительно к фэн-шуй жилых домов. Для этого сопоставляют благоприятное направление хозяина дома, которое определяется по году рождения, с направлением входной двери жилища.

В годы Республики адепты Школы летящих звезд для оценки здания стали использовать принципы классификации рельефа как дополнение к компасу и системе летающих звезд. Приверженцы Школы Сан-юань (Три периода) стали заниматься, в основном, анализом жилых и коммерческих зданий, в то время как Школа Сан-хэ (Три гармонии) по-прежнему занимается исключительно изучением гор, долин и водных путей.

Сегодня Сан-юань, Сан-хэ, Сюань Кун и Ба-чжай по-прежнему популярны и известны как четыре школы традиционного китайского фэн-шуй. Сейчас даже самые элементарные формы западного фэн-шуй включают в себя основные понятия этих четырех школ. Самым простым способом ввести искусство фэн-шуй в вашу жизнь является система, представленная на нашем сайте.

Читайте также:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector